ТИХОМИРОВ ВСЕВОЛОД РОСТИСЛАВОВИЧ
вернуться на главную страницу
гостевая книга
Родился в 1932 году в Краснодаре в
семье преподавателей Краснодарского пединститута. Отец в послевоенные
годы был деканом физмата; мать (из дворянского рода Оловениковых) –
первая в истории города женщина, читавшая лекции по математическим
дисциплинам.
В 1954 г. В. Тихомиров окончил Саратовский
госуниверситет при кафедре теоретической физики. Работал в Тульском
горном институте, затем на кафедре физики Краснодарского пищевого
института. Заканчивает аспирантуру и с 1963 г. работает в Краснодарском
пединституте (ныне Кубанский госуниверситет). В настоящее время – доцент
кафедры теоретической физики и компьютерных технологий, специалист по
теории Эйнштейна, автор свыше 80 научных статей по теоретической физике,
математике, философии, филологии, географии, краеведению. Его работа
«Что такое реальность с точки зрения физики» опубликована в сборнике
«Седьмые международные православные чтения», который издан Московским
патриархатом в 2000 г.
Человек многосторонних интересов, активный
общественный деятель: вице-предводитель Кубанского Дворянского собрания,
Войсковой старшина и член правления Кубанского казачьего войска
(организация белой ориентации), сопредседатель Краснодарской краевой
организации «Мемориал», член политсовета краевой организации СПС,
почетный член Краснодарского «Адыге Хасэ». Альпинист и турист, участник
походов по Кавказу, Тянь-Шаню, Памиру, старший инструктор-методист
горного туризма, член краевого горноспасательного отряда.
Занимался фехтованием и конным спортом.
На протяжении четверти века возглавлял секцию
краеведения Краснодарского отдела Географического общества СССР, ныне –
член совета этого общества. Владеет несколькими иностранными языками.
Существенная часть его творческого потенциала уделена
публицистике. В. Тихомиров – автор более 400 статей в журналах и газетах
(центральных, зарубежных, краевых). Ряд его фельетонов, полемических
статей подписаны псевдонимами Генрих Корбес, Анжелика Козоброд,
Александр Панкратов, Велимир Водостохов.
В 70-х гг. опубликовал,
преодолевая цензурные препоны, ряд материалов по истории ОЛИКО (Общество
любителей изучения Кубанской области), любые упоминания о котором были в
то время под строгим запретом.
В своих произведениях выступает как последовательный
сторонник либеральной демократии и рыночной экономики, противник
социализма и нацизма.
Принят в Союз российских писателей в 2000 г. Живет в
Краснодаре.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ:
Кавказ выходного дня. – Краснодар: Кн. изд-во, 1974.
В
горах под Краснодаром. – Краснодар: Кн. изд-во, 1980.
Горное Закубанье. – Краснодар: Кн. изд-во, 1981.
Гостеприимный Краснодар. – Краснодар: Кн. изд-во,
1983.
Горный мир Кубани. – Краснодар: Кн. изд-во, 1987.
Россия на пороге третьего тысячелетия. Взгляд из
провинции. – Краснодар: Кн. изд-во «Вольные мастера», 1999.
ИЗ КНИГИ
«РОССИЯ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. ВЗГЛЯД ИЗ
ПРОВИНЦИИ».
Белогвардейцы! Гордиев
узел
Доблести русской!
Белогвардейцы! Белые
грузди
Песенки русской!
Белогвардейцы! Белые
звезды
С неба не выскрести!
Белогвардейцы! Черные
грозди
В рёбра Антихристу!
Марина Цветаева
Соединить традиции
Белого Движения и движения демократического.
Девиз журнала «Посев»
Поражение Деникина во многом было предопределено
непрочностью казачьих тылов Добрармии. Часть казачьих лидеров находилась
в плену амбициозных проектов самостийности; многие рядовые Дона и Кубани
были настроены воевать лишь неподалеку от своих станиц. Расплатой за эту
непоследовательность оказался планомерно осуществлявшийся сначала
Лениным, а затем и Сталиным геноцид (классоцид?) казачьих областей
России. Будучи в советское время десятилетиями отгороженными от
российской диаспоры «железным занавесом» и спецхранами, мы подвергались
непрерывной ураганной идеологической обработке, успешно сформировавшей
устойчивые, говоря словами психолога Юнга, «архетипы коллективного
бессознательного»: «белобандиты», «наймиты Антанты»,
«изуверы-кокаинисты» и т.д. Весомый вклад в это оболванивание внесла
псевдоромантика фильмов вроде «Красных дьяволят» и книг о «той
единственной, гражданской». Велика здесь роль и советской исторической
науки: полки в библиотеках ломятся от «трудов», в которых фамилии белых
генералов используются лишь для обозначения фронтов, на которых
одерживала победы Красная Армия, а о белых можно узнать только то, что в
их руки как из рога изобилия сыпались несметные сокровища Антанты. Об
этом хорошо написала Виктория Чаликова: «десятилетиями господствовала у
нас одна, большевистская версия гражданской войны: краснозвездные рыцари
революции, внешне суровые, но нежные и чистые душой, с компьютерной
точностью ликвидируют только злодеев, а остальных спасают и защищают. Им
противостоит пьяное, мутное, садистское белогвардейское отребье. Народ и
передовая интеллигенция сразу и навсегда за красных против белых».
Красные пропагандисты твердят, что «Белое Движение
было буржуазным». На самом деле буржуазия в нем была представлена
гораздо слабее других слоев населения. Состав белых войск был
всенародным – и потому разнородным по формам организации и целям.
Восставшие во множестве губерний крестьяне и казаки воевали за свои
местные интересы. Гимназисты и студенты, поручики и юнкеры жертвовали
собой ради ценностей вечной России. Младшее офицерство происходило по
преимуществу из крестьянских семей – кадровые офицеры были выбиты на
германским фронте. Белые Ижевская и Боткинская дивизии были на 100%
укомплектованы рабочими-металлистами, сбросившими большевистскую власть
в своих городах в августе 1918 года. А еще были кронштадтские моряки,
военнопленные чехи, организовавшие белый легион, туркестанские басмачи
Ибрагим-бека и многие другие.
Живуч порожденный коммунистической пропагандой
стереотип о «симметрии между красным и белым террором». Безусловно,
белые расстреливали чекистов и комиссаров, реквизировали крестьянское
имущество для военных нужд, но не возводили террор в основу политики,
как это делал Ленин, не занимались истреблением целых групп населения по
классовому признаку, массовыми расстрелами заложников, созданием
заградительных отрядов и концлагерей, умерщвлением населения с помощью
организованного голода. В отличие от коммунистической партии, которая
всю свою жизнь боролась с собственным народом, белые боролись против
большевизма, то есть за свой народ.
Приведу один пример. Данные севастопольского архива показывают, что за
три года в Крыму белые арестовали 1428 человек, из которых 281 были
расстреляны. Жертв же красного террора в Крыму в 1920-1921 годах было 96
тысяч, едва ли в других местах соотношение было существенно иным.
За что боролись белые войска? В настоящее время в
Москве выходит 16-томник «Белое Дело». В нем читатель найдет
многочисленные высказывания Колчака, Деникина, Корнилова и Врангеля, в
которых вожди Белого Движения подчеркивают, что единственной целью их
борьбы является освобождение страны от большевизма с последующим созывом
Учредительного собрания – «хозяина земли русской», которое на основе
народного волеизъявления решит вопрос о наиболее приемлемой для России
форме государственного устройства. Других задач Белое Движение перед
собой не ставило.
Почему белые проиграли? Красные супергеббельсы
десятилетиями твердили: это произошло потому, что народ сделал свой
«социалистический выбор». На самом деле народ, не желая никакой
гражданской войны, соблюдал нейтралитет: воевали небольшие по
численности (сравнительно с массой населения) красные и белые отряды. У
красных было преимущество центральной позиции – они владели складами
царской армии и железнодорожными узлами, позволяющими быстро
перебрасывать войска в нужное место. Белые несогласованно нападали с
окраин и зависели от скудного снабжения оружием, продовольствием и
транспортом со стороны ненадежных «союзников» (которых, как стало ясно
сегодня, и интервентами-то не назовешь – разве сравнить их действия,
например, с «Бурей в пустыне»?). В отличие от Добровольческой Армии,
красные использовали ничем не ограниченный классоцид, ураганную
социальную демагогию и поголовную мобилизацию населения в свою армию. Из
130 тысяч царских офицеров более 30 тысяч пошли на службу к красным,
чтобы избежать расстрела семей, оказавшихся в заложниках. Такими
приемами в два года была набрана армия, в 10 раз превосходившая по
численности Белую.
Но ежемесячно из Красной армии дезертировало около 200
тысяч человек – больше, чем было во всей деникинской армии!
Мобилизованный «народ» от красных бежал. Надежнее были иностранцы:
латышские стрелки спасали Ленина в самых критических ситуациях, венгры и
китайцы подавляли крестьянские восстания… К лету 1920 г.
интернациональные части красных насчитывали до 250 тысяч человек.
Гражданскую войну выиграли красные. Но сегодня Белое
дело, казалось бы, победило: ведь его единственной задачей, как
совершенно четко и недвусмысленно указывали Корнилов и Колчак, Деникин и
Врангель, было освобождение России от коммунистического рабства и
возвращение ее к легитимной форме правления, избранной свободным
волеизъявлением. Поэтому август 1991 года, свергнувший диктатуру КПСС и
вернувший россиянам исконные национальные символы – двуглавого орла и
бело-лазорево-алый триколор, под которым самоотверженно сражалась
героическая Добровольческая армия, был торжеством Белого Дела (бывший
партийный секретарь Б. Н. Ельцин даже во сне, вероятно, никогда и никак
не ассоциировал себя с белогвардейцами, но объективно – хочет он этого
или нет – он внес вклад в победу Белого Дела). Основные задачи Белого
дела сегодня решены: однопартийная диктатура свергнута, страна вернулась
к легитимным формам власти (дважды на всенародных выборах выбирался
Президент на альтернативной основе, на такой же основе избирается и
Дума). Но угроза коммунистической реставрации все еще сохраняется… И
пока не изжита перспектива тоталитаристского реванша (в форме
коммунистической, национал-большевистской, нацистской или какой-либо
иной), Белое Дело остается актуальным. Особенно актуально оно сегодня,
когда со стороны красно-коричневых (даже занимающих высокие
государственные посты) все чаще и чаще раздаются призывы к
непарламентским методам борьбы с легитимно избранной властью, к «вилам и
топору». Поэтому непримиримая оппозиция должна знать, что если эти
призывы найдут поддержку, ответом будет организация белых войск –
подобно тому, как в августовские дни 1991 года возник добровольческий
белогвардейский отряд «Живое кольцо», защищавший Белый Дом.
Кубанское казачье войско, Кубанское дворянское
собрание – общественные организации, к которым я имею честь принадлежать
– считают себя наследниками Белого Движения. К сожалению, не все партии
правой части российского политического спектра осознали себя
продолжателями Белого Дела, хотя по существу они являются таковыми. И им
не помешало бы прислушаться к призыву журнала «Посев»: «Соединить
традиции Белого Движения и движения демократического» (этот призыв
украшал весь 1997 год обложку названною журнала). Без такого соединения
правые партии не застрахованы полностью от жалкой участи травкинской ДПР
– сползания с антикоммунистических позиций к соглашательству с
неокоммунистами. Сегодня этот лозунг не является призывом к гражданской
войне; совершенно напротив – он призывает к лояльности к нынешней
легитимной российской власти и к принципиально непримиримому отношению к
большевизму и его отросткам, несущим угрозу для этой власти. «Белое»
отношение к большевизму и его отросткам должно быть нашим основным
нравственным ориентиром. «Белое» отношение к коммунизму и возможностям
его реставрации должно быть, по моему глубокому убеждению, надежным
камертоном для российских демократических партий и движений.
Да, сегодня нам
жизненно необходимо общественное согласие. Но прочное согласие требует
всей правды. Ни на умолчаниях, ни на полуправде и, тем более, ни на лжи
его не построить. А в освещении «той единственной, гражданской» все еще
продолжают доминировать умолчания, полуправда и ложь. И поэтому хочется
завершить эту главу словами великого русского философа Ивана
Александровича Ильина, сказанными более 70 лет назад: «То, что мы ищем,
– это не пристрастное восхваление и не замалчивание, и не преувеличение:
но историческое освещение и умудрение. Белая борьба нуждается в
летописи, а не в идеализации; в верном самопознании, а не в создании
легенды; в удостоверении, а не в искажении. То, что было, то было в
действительности; и никто никогда не отнимет у нас бывшего и не
вычеркнет его из истории России. (…) Белый дух будет верен себе и в
гражданском служении, и в созидающем труде, и в воспитании народа.
Пройдут определенные сроки, исчезнут коммунисты, революция отойдет в
прошлое; а белое дело, возродившееся в этой борьбе, не исчезнет и не
отойдет в прошлое: дух его сохранится и органически войдет в бытие и
строительство новой России».
вверх |