ЛАНЦБЕРГ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

 

вернуться на главную страницу

 

гостевая книга

 

Родился 22 июня 1948 г. в городе Саратове в семье служащего. В 1962 г. окончил музыкальную школу, в 1966 г. – среднюю, в 1971 г.– Саратовский политехнический институт по специальности «Полупроводниковое и электровакуумное машиностроение».

Работал инженером-конструктором в электронной промышленности. С 1976 г. заинтересовался педагогикой, а с 1979 г. – социальной психологией. С этого времени его работа была связана с проектированием новых педагогических систем и проблемами неформальных сообществ. Работал руководителем детского клуба по месту жительства, заведующим экспериментальной педагогической лабораторией, заместителем директора детского реабилитационного центра, редактором издательского отдела центра школьного краеведения.

В 1979 г. переехал в г. Туапсе.

С детства пишет стихи и песни. Некоторые песни, написанные в 17–20-летнем возрасте, получили широкое признание в детской, подростковой и педагогической среде и уже более 30 лет поются в детских коллективах («Алые паруса», «Пора в дорогу, старина», «Не спеши трубить отбой» и др.). С 1967 г. стихи и юмористические произведения В. Ланцберга публикуются в многотиражной и областной прессе, песни на его стихи звучат по областному телевидению и радио.

В 1971–1974 гг. В. Ланцберг 4 раза становится лауреатом самого большого в стране фестиваля туристской (авторской) песни памяти В. Грушина. Получает звание лауреата в Кишиневе, Тирасполе и др. С 1974 г. он – член жюри многих больших фестивалей авторской песни, в том числе всесоюзных в Таллинне и Киеве, международных в Самаре и Санкт-Петербурге, фестиваля «Дуговка» в Израиле.

В качестве исполнителя собственных песен, стихов и юмористических миниатюр по приглашению клубов авторской песни, филармоний, писательских организаций, общества «Знание» и др. объездил весь Советский Союз, США, Канаду, Израиль, Францию, Голландию, Германию.

Песни В. Ланцберга звучали в фильмах неигрового кино «… И песня тоже» (Саратовская студия телевидения) и «Мы из Элисты» (Нижневолжская студия кинохроники).

С 1990 г. студии звукозаписи Казани, Москвы, Харькова, Хабаровска, Новосибирска и др. выпускают аудиокассеты стихов и песен В. Ланцберга. В 1996 г. в Москве выходят три компакт-диска его песен. Кроме того, выходит большое количество «пиратской» печатной и аудиопродукции с его стихами и песнями.

С середины 70-х гг. до начала «перестройки» произведения В. Ланцберга находились под негласным запретом. Тем не менее, именно в эти годы появилось большое количество продукции «самиздата», включающих его произведения.

Член Союза российских писателей с 2000 г.

Живет в пос. Тюменский Туапсинского района.

 

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ:

Друзьям: Песни. – Сочи: Сочинский клуб самодеятельной песни, 1988.

Шашечки на деке: Песни. – Волгоград, ЦНТТМ и др., 1989.

Владимир Ланцберг: Песни. – Пермь: Центр авторской песни, 1990.

Некислая среда: Стихи, миниатюры. – Харьков: ВАК, 1995.

Условный знак: Стихи, песни. – М.: Аргус, 1996.

Этюд в сумерки: Песни. – М.: АПАРТ, 1996.

 

***

Как написать песню?

Очень просто! Для этого надо

сначала немного пожить,

не отвлекая себя посторонними мыслями,

затем немного подумать,

не отвлекая себя посторонними делами,

потом немного помучиться –

всего лишь несколько

дней и ночей,

или несколько десятков

дней и ночей,

или несколько сотен

дней и ночей –

и, наконец, выбрать укромный уголок,

где нет ни стола,

ни пера,

ни бумаги –

и тогда…

 

только упаси Бог брать обязательства,

или даже тихо загадывать,

или хотя бы робко надеяться –

 

вот тогда,

быть может,

песня

придёт

сама.

 

СОНЕТ

Малыш, ты видишь: вот моя рука,

ладонь, что помнит дротики и луки,

на ней – дорога Дней, ручей Разлуки, к которому

ты брёл издалека.

 

Сдержись. Я из таких ручьёв не пью.

К холмам припав горячею щекою,

ты этому недолгому покою

отдай всю неуверенность свою.

 

Следы часов, штрихи минут – на всём.

Каких мы только троп не накрутили!

Куда ж рисунки этой паутины

мы на застывших лицах унесём?

 

Но ты не бойся: вот моя рука –

протянута тебе через века!

 

ВЕРТОЛЕТЧИК

Напоследок выпью чаю.

День бездарен. Ночь глупа…

Никаких даров не чаю,

просто время исчерпал.

Но завис на дальней ноте,

что почти и не слышна,

мой вчерашний вертолётик

недосмотренного сна.

 

Только лягу – и с кровати,

из ячейки сонный сот,

он ничем меня подхватит

и куда-то понесёт.

Может, в тот вчерашний город,

где, не зная ничего,

ждёшь и ты от неба скорого

спасенья своего.

В дом, где съёжена в комочек

сердца боль, где соль – в глаза.

Одиночье день-и-ночество –

пустой концертный зал,

где фиаско – тень успеха,

где надежда – маска лжи,

где смеётся только эхо,

а уходит только жизнь…

 

КОШАЧИЙ ВАЛЬС

Юрию Устинову

 Капли по стёклам – азбукой нот,

крыши – органом льдин.

Светлая личность – Мартовский Кот

(есть тут такой один).

Пой, мой кошан, всю ночь под окном

нежный когтюрн тоски!

Пой до июля, а там махнём

вместе на Соловки.

Только июля всё нет да нет –

странен времён покой…

Тёмная личность – Мартовский Снег

(есть тут один такой).

Тай, мой снежок, заклинаю: тай,

в Лету себе теки!

Кончится этот дурацкий тайм –

дёрнем на Соловки!

 

Дёрнемся сквозь буреломы былья.

Видишь, как поутру

рвётся на север стая белья

на балконном ветру!

Двинем по ветру, ну а пока –

кажется мне, не зря –

пробуем скрипки на чердаках,

вальсы свои зубря.

* * *

 

Борису Валерштейну

 Пора в дорогу, старина, «подъём» пропет!

Ведь ты же сам мечтал услышать, старина, как на заре стучатся волны в парапет и чуть звенит бакштаг, как первая струна. Дожди размоют отпечатки наших кед, загородит дорогу горная стена, но мы дойдём – и грянут волны в парапет, и зазвенит бакштаг, как первая струна. Послушай, парень, ты берёшь ненужный груз: ты слишком долго с ней прощался у дверей. Чужими делает друзей слепая грусть, и повернуть обратно хочется скорей. Пойми, старик, ты безразличен ей давно. Пойми, старик, она прощалась не с тобой. Пойми, старик, ей абсолютно всё равно, что шум приёмника, что утренний прибой.

А если трудно разом всё перечеркнуть, давай разделим пополам твою печаль. А я когда-то в первый раз пускался в путь, и всё прощался, и не мог сказать «прощай». Ну что ж, пойдём, уже кончается рассвет, и ты же сам мечтал услышать, старина, как на заре стучатся волны в парапет и чуть звенит бакштаг, как первая струна.

1969

 

* * *

Кому нужна эта весна.

ну кому?

В лужу ступил – ангина.

Воротник расстегнул –

пневмония.

Шапку снял –

летальный исход.

Страх!

То ли дело осень:

между зонтом и калошами –

как в батискафе!

 

А лето?

Кому оно в радость, лето?

В трамвае загляделся –

ссора.

В парке прогулялся –

скандал.

На пляже разговорился –

развод.

Жуть!

То ли дело зима:

все толстые, все злые,

больше трех слов подряд

и не скажешь!

 

Ну, а осень?

Если подумать,

в ней-то чего хорошего?

По дороге листик нашёл –

замечание.

За кульманом рифма пришла –

выговор.

У читалки подосиновиками запахло –

увольнение.

Кошмар!

То ли дело весна:

вкалываешь как зверь –

только бы не на посевную! –

и вся любовь.

 

Впрочем,

это семечки

по сравнению с зимой,

когда всё, что способно передвигаться,

подчиняется законам

фигурного катания.

Слава Богу, сам я

передвигаться уже не способен:

нога

на растяжке,

рука

на подпорке,

а голова

предоставлена сама себе

и от нечего делать

выдумывает и выдумывает

всякую чепуху

вроде этой.

1988

вверх

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ uCoz