|
Юрий Гречко родился 1 января 1948 года в поселке Ахтырском Абинского района Краснодарского края в семье сельских учителей. Здесь и прошло его детство. Окончив в 1966 году среднюю школу, по комсомольской путевке уехал на строительство железнодорожной магистрали Тюмень-Сургут, где работал лесорубом, затем – разнорабочим в Тобольской геологоразведке. Именно там, в западносибирской тайге, начал Ю. Гречко писать свои первые стихи. Новые впечатления и мотивы дала лирике молодого поэта срочная служба в Среднеазиатском военном округе. Душанбе, Куляб, Чимкент, Ташкент – повсюду возил он с собою потрепанную тетрадку, постепенно заполняющуюся стихами. Материал для будущей книжки продолжал накапливаться и в последующие годы, когда Юрий Гречко работал матросом в Дальневосточном пароходстве, районным газетчиком в Северном Казахстане, рабочим на нефтепромыслах Кубани. Первые поэтические публикации появились в студенческой многотиражке Павлодарского политехнического института и газете «Комсомолец Кубани». В 1972 году он поступает на филологический факультет Кубанского госуниверситета и, будучи студентом 4-го курса, становится участником краевого совещания молодых авторов. Итогом совещания для него стала рекомендация к изданию первой книжки стихов – «Паром через лето», которая увидела свет в 1979 году, сделав автора лауреатом всесоюзной литературной премии им. Горького. В разные годы стихи Ю. Гречко печатали журналы «Октябрь», «Смена», «Студенческий меридиан», «Пограничник», «Кубань», альманахи «Поэзия», «Сузирья» (Киев), «Литературная учеба», газеты «Литературная Россия», «Московский литератор», «Комсомолец Кубани», «Звезда Прииртышья» и другие издания. С 1992 по 1994 годы работал редактором южно-российского литературно-художественного и историко-культурного журнала «Югополис», издававшегося Ассоциацией городов юга России. В произведениях Юрия Гречко – стихотворениях и поэмах, написанных за все эти годы, заметна значительная эволюция характера лирического героя – от эмоционально-романтического восприятия им окружающего мира до попыток трезвого философского осмысления, как взлетов, так и падений человеческого духа, неразрывно связанных с прошлым и настоящим нашего Отечества. Время как контекст человеческой жизни – и сама жизнь, становящаяся вместилищем исторических эпох, – вот основной мотив того, что волновало и волнует поэта. Живет и работает в Краснодаре.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ: Паром через лето: стихи. – Краснодар: Кн. изд-во, 1979. Черновой вариант: стихи. – М.: Современник, 1983. Земные устои: стихи. – Краснодар: Кн. изд-во, 1988.
*** Вот и опять я одинок, молод и нищ. В тамбур пустой молча приткнусь, где втихаря месяц блеснет, словно тогда – из голенищ, теплый на вид, чуть с желтизной, нож блатаря.
Каждый второй – с нар или так, сам по себе, – через дворы шел на этап, будто оглох, – финку точа о кирпичи не по злобе, а оттого, что угодил в смену эпох.
Было легко жить без потерь – или терять то, что само, вроде воды, мимо текло. В омут нырять, в жаркий ночлег дверь отворять, чувствуя, как дикий простор дышит в стекло.
Кто нас хранил, ангел какой из-за плеча смерть отводил твердой рукой? Кто наливал водку в стакан? Кто уходил прочь, бормоча темный фольклор, – в снег, в никуда, в лесоповал?
О воровской, шалой любви пел баритон, шли поезда через тайгу на Карфаген. Все предсказал некогда Марк Порций Катон, – так, что читать нынче нельзя, не офигев.
Можно стоять в тамбуре – и долго глядеть в дымный ландшафт, видя, как сквозь твой силуэт лес отлетел, станция и – ах, не успеть! – бывшая жизнь, старая боль, гаснущий свет…
СТАРАЯ ПОВЕСТЬ Что-то было вчера: скучный заговор леса с дождем или комната в доме, где медленно таяли свечи, клавикорды звенели в гостиной и старились вещи – те, которым положено стариться… Я убежден:
что-то было вчера. То ли сладко попахивал вереск из колючей вязанки, внесенной сюда для просушки, то ли старый хозяин, опять среди ночи проснувшись, подходил к клавикордам – не верить, а может быть, верить
одиночеству, лесу, под вечер вступившему в заговор, в скучный заговор с осенью или с ноктюрном Шопена… Что-то было вчера… В потемневшем камине шипела дождевая вода. И старик просыпался и вздрагивал.
Ах, как это тянулось – ночное, неясное действие под тускнеющий звук клавикордов и свет догоравших свечей, под скрипучую старость давно постаревших вещей, – ах, как это тянулось! Не смея надеяться,
что к утру все закончится, – все-таки я засыпал, забывал свою роль и опять просыпался, и слушал, как сгущается мрак за окном, как печальней и глуше отзывается дом на излившийся в заговор бал…
*** Вернемтесь к прологу, туда, где в желобе тесном гремит дождевая вода в паденье отвесном.
Где, свесивши в раму окна края полушалка, сирень молода и пышна, как провинциалка.
Завязкой не пахнет еще, но важно ли это? Возьмем и наметим общо движенье сюжета,
очертим сравнений и форм пределы – не боле, глубокого сна хлороформ вдохнувши до боли.
Там тень мотылька, по стене кружа временами, как реплика чья-то, вчерне придумана нами.
Былого неловкий покрой уюта, уклада. И юности воздух сырой. И холод из сада.
В наивной и гордой тщете поспорить с судьбою – опять заживем в нищете, в разладе с собою.
Как в самом начале времен, как снег в круговерти: не помня ни лиц, ни имен, ни жизни, ни смерти…
*** Когда претерпит дух свои метаморфозы и станет диктовать последнюю из книг, – не дай нам, Бог, презреть главу житейской прозы иль вымарать ее постыдный черновик.
Не приведи, Господь, нам сотворить кумира из благостных минут, вздыхая и ворча, переводя запас румяного кармина на подмалевку дней, прожитых сгоряча.
К чему лукавить нам от имени искусства, когда еще весом в пробелах между строк язык домашних драм, переданный изустно, бездарного вранья неистребимый слог?
Вот наших кухонь чад. Вот канувший в рутину, взыскующий талант не подавать руки и – ментик с плеч долой! – ответствовать кретину, два палаша всадив в чугунный лед реки.
Все горестней читать, единожды предавши свой первородный дар, в глубоких зеркалах холодное лицо, как список распродажи с манжеты игрока, продувшегося в прах.
Пускай звучит пролог и явственно, и грубо, бестрепетно беря от каждого свое!.. Но кутает Эсхил на шаткой сцене клуба измученную плоть в казенное тряпье.
Но женщина в слезах… но шелест междометий – всех этих ах, увы… но рампа, свет струя, – в нас отворяют кровь, как тайный смысл в предмете, трактующем испод земного бытия.
В батальном полотне семейного раздора, в корявой немоте воздетых к небу рук – мы, вздрогнув, углядим классического вздора и нищей страсти тень, явившуюся вдруг
зачем? Затем, чтоб пел рожок на переезде, вводя в сюжет простор и дудочки мотив, и полог темноты с прорехами созвездий, как занавес, за днем прошедшим приспустив.
Затем, чтоб в духоте плацкартного вагона, свой вечный монолог чуть слышно говоря, над нами хоть во сне склонялась Антигона, стареющая дочь фиванского царя… *** Краски молодость сгущает. Лист возлюбленный смущает белизной. Наверняка ночью вскроется река.
Будет замысел едва ли распадаться на детали: только контур, только свет сквозь ладони – и привет!
Ах, не зря сомнений бремя беспрестанно терпит время, любит нас – и потому свой черед придет всему.
Чаша первая испита в гулкой зале общепита. Воздух дымный и сырой станет чашею второй.
Там, где зимники размокли, в перевернутом бинокле – степь, овражек, переезд, музыка знакомых мест.
Снова спутницей бездомной в колее с водой бездонной вертит птичьей головой тень планиды кочевой… |