ГРЕЧКО ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

 

вернуться на главную страницу

 

гостевая книга

 

Юрий Гречко родился 1 января 1948 года в поселке Ахтырском Абинского района Краснодарского края в семье сельских учителей. Здесь и прошло его детство.

Окончив в 1966 году среднюю школу, по комсомольской путевке уехал на строительство железнодорожной магистрали Тюмень-Сургут, где работал лесорубом, затем – разнорабочим в Тобольской геологоразведке. Именно там, в западносибирской тайге, начал Ю. Гречко писать свои первые стихи. Новые впечатления и мотивы дала лирике молодого поэта срочная служба в Среднеазиатском военном округе. Душанбе, Куляб, Чимкент, Ташкент – повсюду возил он с собою потрепанную тетрадку, постепенно заполняющуюся стихами. Материал для будущей книжки продолжал накапливаться и в последующие годы, когда Юрий Гречко работал матросом в Дальневосточном пароходстве, районным газетчиком в Северном Казахстане, рабочим на нефтепромыслах Кубани. Первые поэтические публикации появились в студенческой многотиражке Павлодарского политехнического института и газете «Комсомолец Кубани». В 1972 году он поступает на филологический факультет Кубанского госуниверситета и, будучи студентом 4-го курса, становится участником краевого совещания молодых авторов. Итогом совещания для него стала рекомендация к изданию первой книжки стихов – «Паром через лето», которая увидела свет в 1979 году, сделав автора лауреатом всесоюзной литературной премии им. Горького.

В разные годы стихи Ю. Гречко печатали журналы «Октябрь», «Смена», «Студенческий меридиан», «Пограничник», «Кубань», альманахи «Поэзия», «Сузирья» (Киев), «Литературная учеба», газеты «Литературная Россия», «Московский литератор», «Комсомолец Кубани», «Звезда Прииртышья» и другие издания.

С 1992 по 1994 годы работал редактором южно-российского литературно-художественного и историко-культурного журнала «Югополис», издававшегося Ассоциацией городов юга России.

В произведениях Юрия Гречко – стихотворениях и поэмах, написанных за все эти годы, заметна значительная эволюция характера лирического героя – от эмоционально-романтического восприятия им окружающего мира до попыток трезвого философского осмысления, как взлетов, так и падений человеческого духа, неразрывно связанных с прошлым и настоящим нашего Отечества. Время как контекст человеческой жизни – и сама жизнь, становящаяся вместилищем исторических эпох, – вот основной мотив того, что волновало и волнует поэта. Живет и работает в Краснодаре.

 

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ:

Паром через лето: стихи. – Краснодар: Кн. изд-во, 1979.

Черновой вариант: стихи. – М.: Современник, 1983.

Земные устои: стихи. – Краснодар: Кн. изд-во, 1988.

 

***

Вот и опять я одинок, молод и нищ.

В тамбур пустой молча приткнусь, где втихаря

месяц блеснет, словно тогда – из голенищ,

теплый на вид, чуть с желтизной, нож блатаря.

 

Каждый второй – с нар или так, сам по себе, –

через дворы шел на этап, будто оглох, –

финку точа о кирпичи не по злобе,

а оттого, что угодил в смену эпох.

 

Было легко жить без потерь – или терять

то, что само, вроде воды, мимо текло.

В омут нырять, в жаркий ночлег дверь отворять,

чувствуя, как дикий простор дышит в стекло.

 

Кто нас хранил, ангел какой из-за плеча

смерть отводил твердой рукой? Кто наливал

водку в стакан? Кто уходил прочь, бормоча

темный фольклор, – в снег, в никуда, в лесоповал?

 

О воровской, шалой любви пел баритон,

шли поезда через тайгу на Карфаген.

Все предсказал некогда Марк Порций Катон, –

так, что читать нынче нельзя, не офигев.

 

Можно стоять в тамбуре – и долго глядеть

в дымный ландшафт, видя, как сквозь твой силуэт

лес отлетел, станция и – ах, не успеть! –

бывшая жизнь, старая боль, гаснущий свет…

 

СТАРАЯ ПОВЕСТЬ

Что-то было вчера: скучный заговор леса с дождем

или комната в доме, где медленно таяли свечи,

клавикорды звенели в гостиной и старились вещи –

те, которым положено стариться… Я убежден:

 

что-то было вчера. То ли сладко попахивал вереск

из колючей вязанки, внесенной сюда для просушки,

то ли старый хозяин, опять среди ночи проснувшись,

подходил к клавикордам – не верить, а может быть, верить

 

одиночеству, лесу, под вечер вступившему в заговор,

в скучный заговор с осенью или с ноктюрном Шопена…

Что-то было вчера… В потемневшем камине шипела

дождевая вода. И старик просыпался и вздрагивал.

 

Ах, как это тянулось – ночное, неясное действие

под тускнеющий звук клавикордов и свет догоравших свечей,

под скрипучую старость давно постаревших вещей, –

ах, как это тянулось! Не смея надеяться,

 

что к утру все закончится, – все-таки я засыпал,

забывал свою роль и опять просыпался, и слушал,

как сгущается мрак за окном, как печальней и глуше

отзывается дом на излившийся в заговор бал…

 

***

Вернемтесь к прологу, туда,

где в желобе тесном

гремит дождевая вода

в паденье отвесном.

 

Где, свесивши в раму окна

края полушалка,

сирень молода и пышна,

как провинциалка.

 

Завязкой не пахнет еще,

но важно ли это?

Возьмем и наметим общо

движенье сюжета,

 

очертим сравнений и форм

пределы – не боле,

глубокого сна хлороформ

вдохнувши до боли.

 

Там тень мотылька, по стене

кружа временами,

как реплика чья-то, вчерне

придумана нами.

 

Былого неловкий покрой

уюта, уклада.

И юности воздух сырой.

И холод из сада.

 

В наивной и гордой тщете

поспорить с судьбою –

опять заживем в нищете,

в разладе с собою.

 

Как в самом начале времен,

как снег в круговерти:

не помня ни лиц, ни имен,

ни жизни, ни смерти…

 

***

Когда претерпит дух свои метаморфозы

и станет диктовать последнюю из книг, –

не дай нам, Бог, презреть главу житейской прозы

иль вымарать ее постыдный черновик.

 

Не приведи, Господь, нам сотворить кумира

из благостных минут, вздыхая и ворча,

переводя запас румяного кармина

на подмалевку дней, прожитых сгоряча.

 

К чему лукавить нам от имени искусства,

когда еще весом в пробелах между строк

язык домашних драм, переданный изустно,

бездарного вранья неистребимый слог?

 

Вот наших кухонь чад. Вот канувший в рутину,

взыскующий талант не подавать руки

и – ментик с плеч долой! – ответствовать кретину,

два палаша всадив в чугунный лед реки.

 

Все горестней читать, единожды предавши

свой первородный дар, в глубоких зеркалах

холодное лицо, как список распродажи

с манжеты игрока, продувшегося в прах.

 

Пускай звучит пролог и явственно, и грубо,

бестрепетно беря от каждого свое!..

Но кутает Эсхил на шаткой сцене клуба

измученную плоть в казенное тряпье.

 

Но женщина в слезах… но шелест междометий –

всех этих ах, увы… но рампа, свет струя, –

в нас отворяют кровь, как тайный смысл в предмете,

трактующем испод земного бытия.

 

В батальном полотне семейного раздора,

в корявой немоте воздетых к небу рук –

мы, вздрогнув, углядим классического вздора

и нищей страсти тень, явившуюся вдруг

 

зачем? Затем, чтоб пел рожок на переезде,

вводя в сюжет простор и дудочки мотив,

и полог темноты с прорехами созвездий,

как занавес, за днем прошедшим приспустив.

 

Затем, чтоб в духоте плацкартного вагона,

свой вечный монолог чуть слышно говоря,

над нами хоть во сне склонялась Антигона,

стареющая дочь фиванского царя…

***

Краски молодость сгущает.

Лист возлюбленный смущает

белизной. Наверняка

ночью вскроется река.

 

Будет замысел едва ли

распадаться на детали:

только контур, только свет

сквозь ладони – и привет!

 

Ах, не зря сомнений бремя

беспрестанно терпит время,

любит нас – и потому

свой черед придет всему.

 

Чаша первая испита

в гулкой зале общепита.

Воздух дымный и сырой

станет чашею второй.

 

Там, где зимники размокли,

в перевернутом бинокле –

степь, овражек, переезд,

музыка знакомых мест.

 

Снова спутницей бездомной

в колее с водой бездонной

вертит птичьей головой

тень планиды кочевой…

вверх

Используются технологии uCoz